Корпорация #fashion /// Открытый вопрос копирования и массовости тренда
На St. Gourmet обнаружил интересное рассуждение о "круге лимба" в моде. Десятки таких рассуждений до этого уже встречал и читал — все об одном…
"<Они> не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания." — Слово 40. На святое крещение
Следующий текст пока наиболее полон и поэтичен, правда опять оставляет нас у разбитого корыта и не сможет изменить людей. Продолжаем наслаждаться и спасибо Сергею Степановy.
—
На дворе XXI век. Если начать задумываться о явлениях, присущих исключительно нашему времени, можно уйти немногим дальше ежедневного ментального маршрута и увидеть новые горизонты. Красивые или нет - решать каждому в личном порядке, но уж точно интересные и дающие новую пищу для головы. И определенно свежую порцию тяги зайти еще дальше в своих размышлениях.
Двадцать первый век характеризуется в сравнении со своими предшественниками очевидным - развитостью. Возможно, не людей, не культур и не нравов, но сфер жизни или даже точнее - жизнедеятельности, причем как критично важных, так и исключительно бонусных, зачастую развлекательных. О ситуации в одной из них и пойдет речь в этом скромном тексте. Не будем таить - это индустрия моды, или, дабы назвать явление более аутентично - сфера fashion. Действительно, это не медицина и не сельское хозяйство. Но, тем не менее, факт остается фактом, само явление моды можно сейчас выделить в целую отдельную сферу. Категорию, фрагмент - как вам угодно. Фрагмент огромного пирога жизни, который составляет цельный отдельный мир. С тысячами участников - от тех, кто успешно проходит в своей голове путь от генерации идеи и непосредственно до производства того или иного предмета гардероба и до поклонников, интересующихся и использующих те самые продукты творчества креативных голов. Так можно обозначить границы довольно кратко — очевидно, что между ними есть огромная масса из стилистов, специалистов в сфере beauty, пиарщиков и даже режиссеров. Впрочем, это не главное.
К чему все это? К тому, чтобы узреть контраст. Между чем контраст — здесь нужно немного задуматься. Ведь изначально в своих истоках одежда - это скорей средство комфорта, чем что-либо другое. Защититься от болезней в холодные времена или же одеться наиболее удобно с целью повышения уровня продуктивности своей деятельности — все отталкивалось от исключительно объективных и необходимых причин. С выводом моды в отдельную категорию ситуация изменилась и продолжает меняться с течением времени. Теперь большинство из того, что связано с одеждой — это скорей украшательство.
Жажда себя украсить уже давным давно присуща многим из представителей человеческой расы. Они, к сожалению или к счастью, склонны дифференцировать себя из всеобщей массы с помощью в первую очередь внешнего вида или владения чем-либо материальным, коим не владеет сосед/однокурсник/коллега или кто-либо другой. На примитивных и поверхностных человеческих желаниях, следующих ровно за потребностями в пище, воде и крове принято алчно делать деньги. Так уж положено в этом мире сейчас.
Впрочем, речь не об этом. Мы, тем временем, пока продолжим разглядывать существующие и потенциальные функции одежды.
Украшательство - слово верное, самое близкое к описанию сути, но не самое подробное. Требующее небольшого сопроводительного текста. С тем, что с помощью одежды люди себя украшают - с этим, вообще-то, вроде бы и так все ясно. Поднимаемся на ступеньку выше и появляется вопрос - чем обоснован выбор человека? Всем нам свойственно покупать одежду - кому-то одну футболку раз в полгода, а кто-то утоляет свою жажду пятью новыми вещами каждую неделю. Кто-то по-прежнему обновляет вешалки в шкафах только тогда, когда старые вещи приходят в негодность, - просто для того, чтобы было, в чем ходить, чем прикрыть наготу и чем укрыться от непогоды. Вторая категория - любители и фанатики, те, кто ловит микрооргазмы от собственного великолепия, им свойственно иметь интерес к разнообразию и (иногда и отчасти) к смене образов. Но не у всех. Все это тоже вполне очевидно, а нам понадобится именно вторая категория - ведь с логикой первой, по сути, и не поспоришь, а судить людей мы не вправе.
Вторая категория идет на шоппинг, прихватив с собой творческий подход - они думают и размышляют о цвете и форме, крое и деталях. У некоторых из этой группы четкое представление о желаемом формируется заранее, у других - по факту прибытия в магазин. У них, по сравнению с первой категорией, запросы к своему внешнему виду намного выше. Немаловажно выглядеть красиво, необычно, а иногда и вызывающе - думают они.
Разнообразие вещей в бутиках, мультибрендах с физически обозначенной торговой площадкой или же расположенных на бескрайних просторах всемирной виртуальной паутины - все это предоставляет воистину огромный выбор того, в чем можно выйти на прогулку или нарядиться на светское мероприятие. Мы живем в двадцать первом веке и то, что в это время определенно радует - так это размах разнообразия. По сути, и не только в одежде - во всей торговле в-целом.
Чем руководствуются люди второй категории при покупке одежды? Или даже стоит поставить вопрос по-другому - чем они должны руководствоваться? Впрочем, на первый вопрос так просто мы не ответим. Но можно погадать, почему бы и нет? Попробовать проанализировать поведение и выловить мотивы. Ну или, по крайней мере, логически поразмышлять.
В чем эстетический смысл одежды? Любой человек может найти то, в чем ему будет комфортно. Как физически, так и, что, несомненно, весомей, психологически. Каждый видит себя совершенно по-эксклюзивному уникально, а многообразие предметов гардероба позволяет выбрать для себя такую комбинацию элементов, которую не встретишь ни на ком другом. И это вполне логично - каждый из нас представляет собой неповторимый и автоматически некопируемый набор свойств, качеств и нюансов. Одеждой можно лишь подчеркнуть то, что уже есть, а иногда просто это обозначить - ведь не каждый прохожий способен понять, что у тебя на уме и кем ты являешься на самом деле. Стиль - это нечто вроде проекции своей индивидуальности на свое же визуальное воплощение. Некоторые, конечно, кроем и расцветкой дорисовывают себе то, чего по сути не имеют, но хотят иметь это и видят себя такими. Что же, это их право, но это уже совсем отдельная история.
Индустрия fashion активно закидывает в голодающие пасти от двух до четырех коллекций в год в рамках четырех (ограничимся самым значимым) недель моды в четырех городах. Цикл продолжается год за годом, закручиваясь вверх по спирали, которая, как ни крути, заворачивается-то по одинаковой траектории.
Все заранее решено. Все обо всем договорились. Не нужно углубляться в причины, нужно лишь принять факт - большая часть представленного за год модного материала имеет очевидные сходства в рамках одного отдельно взятого сезона. Кто-то обозначивает тренд, кто-то его поддерживает, а кто-то просто оказывается в одной и той же идее в одно и то же время. На выходе мы получаем коллекции от ведущих мастеров индустрии, имеющие очевидные сходства. Есть, конечно, и одиночки - самобытные творцы, следующие только за своими внутренними правилами, но подавляющее большинство оказывается очень похожим.
Так же и с теми, кто находится по другую сторону баррикад - с потребителями, теми, кто покупает и наряжается. Никто не собирается никого осуждать, но возникают ожидаемые вопросы. Каждый новый сезон достаточно выйти прогуляться в центр города, а для пущей убедительности можно пойти на любое актуальное и модное мероприятие, предназначенное для определенной целевой аудитории. Появившись там, в глаза сразу бросятся десятки или сотни, а в определенных случаях даже тысячи девочек в кедах на танкетке. Или в жакетах с камуфляжными принтами. Или в неоново-полупрозрачных одеяниях. Зависит от сезона. Представить только - десятки и сотни людей, одетые практически в одно и то же. Если еще раз прочесть предыдущее предложение - представляется некая крупная корпорация со своей строго установленной униформой. Офис в мегаполисе, где каждая единица персонала одета по принципу “белый верх-черный низ”. Или, может быть, это работники громадного завода защитных комбинезонах из грубоватой технологичной ткани? Нет и еще раз нет - сценарий оказывается намного удивительней. Люди одеваются в одинаковое именно тогда, когда им позволено выряжаться так, как душа пожелает. И тогда, когда даже самый небогатый модник может создать любой образ, сгенерированный своей головой. Повторимся - многообразие выбора позволяет каждому из нас посредством своей одежды и аксессуаров передать самым подробным образом самые неприметные с первого взгляда закоулки нашего разума. Научившись это делать - что, впрочем, совсем несложно - мы можем качественно повысить уровень нашей жизни. Просто потому, что будем ощущать себя комфортней, научимся лучше понимать себя, в конце концов, да и передавать свои мысли, в-общем-то, тоже. Чем руководствуются люди, когда покупают то, в чем ходит уже половина города? В чем здесь проблема? И почему люди гордятся тем, что выбирают то же, что есть у всех? То, что им, возможно, просто навязали свыше. Просто интересно - может все же есть какое-то объяснение?
—
Пару моих мыслей: читая комменты к записи, задался вопросом — откуда столько хейтеров и непримиримых борцов за справедливость? Кто типа желает "в интернете можно найти более компетентные объяснения" — боже) от кого. У нас нет компетентных междисциплинарных специалистов психологов в сфере индустрии моды. Все мнения носят личный, субъективный характер. Стоящих мнений мало, действительно очень мало.
Текст выводит на одну из первых позиций идею о стремлении к выделению себя, собственного я из "стада", однако, мы забыли то, что более сильным желанием является идея принадлежности к обществу. Стремление принадлежать к одним искусно, движением руки фокусника, превращается в идею индивидуальности — идея-голограмма).
К сожалению мы иногда забываем, что люди — большей частью "стадные" животные и эффективная социализация в обществе для некоторых связана с "успешным" копи-подбором одежды. Мода — беспощадная промышленность, личные переживания о убогости выбора можно оставить при себе)
Комментарии
Отправить комментарий